Апсара
г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 3, Бизнес Центр "Троицкий", офис 317
e-mail: apsara.ru.shop@gmail.com
Театр-студия
Индийского Танца
Индийский классический танец - уникальное наследие мировой культуры

Его возраст насчитывает несколько тысячелетий... Прочувстовать глубину древности поможет воображение и элементарные знания по истории: представьте что происходило 5 тысяч лет назад на территории современной России...

Апсара

О том, что танец в Древней Индии был достаточно развитым видом искусства и занимал особое положение в числе культурных ценностей, свидетельствуют результаты раскопок Мохенджодаро. Изображения девушек-танцовщиц в мелкой бронзовой пластике (см. рис.) - свидетельство высокого статуса искусства индийского танца в те далекие времена.

Это искусство исполняли девадАси ("прислужницы бога") - так называли девушек-танцовщиц, посвящённых божеству. Ритуально выданные замуж за бога, они считались его земными супругами и почитались в этом качестве. Жили девадаси при храмах (храм - обитель бога - место, где полагалось быть и "его жене"). Многие девадаси были искусными танцовщицами. Этот, некогда престижный социальный статус потерял свою значимость уже в эпоху колониальной Индии.

Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива - один из трёх великих богов индуизма. Многие столетия танец был формой молитвы, ритуальным подношением божеству и развивался исключительно при храмах. Он представлял собой религиозную танцевальную драму. Это искусство было настолько тесно связано с храмовыми ритуалами, что для отправления танцевального культа возводилась специальная постройка рядом с главным святилищем храма. Эти алтари для подношения танца назывались нАта мандап(а) и представляли из себя площадки на высоком цоколе, подведённые под кровлю. До сих пор поражает изощрённый декор этих построек, их фасады изобилуют фигурами, застывшими в прихотливых позах индийского танца. Воистину искусство, пронизанное танцем! До наших дней сохранилось несколько замечательных образцов подобной архитектуры (штат Гуджарат, Модхера), которые являются источником вдохновения многих исполнителей.

Новая веха в общей истории индийского классического танца связана с приходом в Индию ислама. Танцевальное искусство претерпело серьёзное изменение: эстетика танца и техническая виртуозность исполнителей стала цениться более, чем высокорелигиозная трактовка священных для индусов сюжетов. Танцевальная драма стала более напоминать хореографию в чистом виде. Так, танец, в прошлом достояние храмов, стал дворцовым развлечением могольской знати.

С началом английской колонизации, древнее танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов и пронизанное утончённой эротикой было практически забыто. Пуританский дух не мог принять ни первое, ни, тем более, последнее... И лишь в XX веке, благодаря усилиям множества танцоров, индийский классический танец был возрожден. Плеяда блестящих имён: Удай Шанкар, Анна Павлова, Рукмини Деви Арундейл, Баласарасвати, Рам Гопал... и сотни танцоров воссоздавали это искусство для грядущих поколений.

Таковы общие вехи истории индийского классического танца, однако, каждый танцевальный стиль имеет свою собственную историю. Совсем недавно классическими в Индии считались семь стилей танца: южные стили - кучипУди, бхАратaнатьЯм, мохиниАттам, катхакАли, восточный стиль - одИсси, северный стиль - катхАк, северо-восточные стили - манипУри, саттрИя. Восьмым стилем индийской танцевальной классики в 2000 г. был признан саттрИя.

Классическим индийский танец назван потому, что строго следует канонам, закрепленным в старинных трактатах "НАтья шАстра" - "Наука о театре", "АбхинАя ДАрпана" - "Зеркало актерской выразительности", "НрИтья винОда" и др.

Особенность этого искусства - согласованность действий разных частей тела танцора. Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, носа, груди, ног, тела, различные виды танцевальных па, поз и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. У мастеров степень этой гармонии такова, что их танец становится единой непрерывной завораживающей картиной быстро сменяющихся поз, жестов, эмоциональных состояний. Эта специфика делает индийскийклассический танец одной из самых сложных хореографий мира.

Индия невероятно богата на танцевальные формы: помимо классического танца, существуют десятки народных танцев (фольклор), полуклассические стили (кришнаттам, отхан туллал, чхау, кудияттам и мн. др.) и индийская эстрада (болливуд). Народный танец Индии и эстрадный его вариант (кинотанец) хотя и не так сложны в сравнении с породившей их классикой, но пользуются известной популярностью.

За несколько тысячелетий своего существования искусство индийского танца достигло высочайшего развития и разнообразия стилей и форм. Современный индийский классический танец продолжает развиваться также как искусство народного, эстрадного танца. Их эволюция продолжается.

Елена Тарасова - художественный руководитель "Апсары".